Имя на русском: Тянь Хань, Тянь
Шоучан, Бо Хун,
Чэнь Юй, Чжан Кунь
Имя на английском: Tian Han,
Tian Shouchang, Bo Hong, Chen Yu, Zhang Kun
Имя на китайском: 田漢,
田壽昌, 伯鴻, 陳瑜, 張坤
Годы жизни:
1898 - 1968
Место рождения: Чанша, провинция
Хунань, Китай
Китайский драматург, поэт, переводчик и государственный деятель. Родился в
крестьянской семье. В 1914 г. окончил педучилище в Чанша, продолжил
образование в Японии. В 1922 г. вернулся на родину. Литературные интересы
определялись модой на Г.Ибсена, Г.Гауптмана, Л.Андреева, пережил особое
увлечение Ф.Шиллером, но решающую роль в его становлении сыграла русская
литература, главным образом Л.Толстой и А.Герцен. Большое влияние на Тянь
Ханя оказала Октябрьская революция в России. В 1935 г. на музыку Не Эра он
написал текст "Марша добровольцев",
ставший с 1949 г. гимном КНР.
С 1932 г. - член Коммунистической партии Китая, с 1949 г. занимал важные
официальные должности.
Тянь Хань вошёл в китайскую литературу прежде всего как основоположник
современной драматургии и театра, создатель нового литературного языка и
эстетики современной драмы. В переводах и собственных произведениях он
решал вопросы художественного языка, основанного на нормах разговорной
речи, проблемы эстетики нового искусства.
Жизнь и творчество Тянь Ханя воплощают в себе историю театрального
искусства за полвека. Его перу принадлежит более 100 пьес. Он первым в
Китае познакомил соотечественников с иностранной драматургией, перевёл на
китайский язык "Гамлета",
"Ромео и Джульетту"
Шекспира, "Саломею"
О.Уайльда. С собственными произведениями Тянь Хань выступил в
1920-е. Ранние драмы о любви - "Ночь в кафе",
"Ночь поимки тигра",
"Трагедия на озере",
"Возвращение на юг"
насыщены романтикой и в то же время отражают социальные конфликты, хотя на
первый взгляд кажется, что человек в них не претендует ни на что, за
исключением личного счастья. Показывая противоречия между натурой
возвышенной и низменной, волевой и слабой, романтической и практичной,
Тянь Хань-просветитель ставит этические вопросы о смысле жизни, счастье,
долге, совести, справедливости. В столкновении нового со старым правда и
справедливость отнюдь не всегда на стороне нового. Широкий подход к
проблеме любви и брака даёт возможность автору утверждать, что ни
патриархальная, ни феодальная, ни буржуазная мораль не несут человеку
личной и общественной свободы, особенно угнетённой остаётся женщина. Тянь
Хань первым в китайской литературе начинает освещать рабочую тему в пьесах
"Перед обедом",
"Пляски огня". Он
обличает братоубийственную войну милитаристов в драме "Небольшой
эпизод в заречной деревне" и трагедии
"Ночной разговор в Сучжоу".
В трагедии главным действующим лицом является художник, что позволяет Тянь
Ханю вести разговор в двух планах: об
общественно-политических событиях и творческой личности, связи
мировоззрения с жизнью. Творец, по убеждению Тянь Ханя, обязан служить
народу искусством, чувство ответственности за современность заставляет
искать своё место в обществе. Сила искусства заключается в
непосредственной близости к жизни. Разговор о творческой личности
драматург продолжает в трагедии "Смерть
знаменитого актёра". Пьеса строится не на
столкновении героя и его антипода, а на комплексе противоречий,
отягощающих жизнь артиста. Тянь Хань показывает, что подлинное искусство
часто держится на самоотверженности редких талантов. Тема искусства
осталась для Тянь Ханя ведущей на протяжении всего его творчества. К концу
1920-х Тянь Хань переходит на позиции критического реализма.
Тянь Хань создал Театральное общество Южного царства (в которое входили
драматурги, композиторы, художники, актёры) и Академию художеств Южного
царства (с факультетами литературы, театра, западной живописи).
Редактировал журналы "Ежегодник Южного царства"
и "Ежемесячник Южного царства".
Тянь Хань сам формировал репертуар, часто пьесы рождались в стенах театра:
"Палата No.5",
"Звуки из старого пруда",
"Смерть Сунь Ятсена".
Искусство Тянь Ханя стало действенным оружием в борьбе против реакции за
новую культуру и жизнь. Театральное общество Южного царства было
разгромлено властями в 1930 г. после постановки "Кармен",
которую Тянь Хань политически заострил.
В 1930-е начинается новый этап в творчестве Тянь Ханя. Уйдя в подполье, он
не сложил оружие, стал инициатором создания Лиги левых писателей. Ведущее
место в его драматургии заняла тема социальной борьбы -
"Смерть Гу Чжэнхуна". Бедственное
положение рабочего класса Шанхая показано в мрачных картинах быта.
Происходящие события заставляют вспомнить горькие уроки жизни (пьесы -
"Сливовый дождь",
"Лунная соната"). Иной
аспект борьбы раскрыт в музыкальной драме "Буря
на Янцзы". В ней запечатлён процесс
революционных преобразований мира и человека труда, впервые в китайской
драме появляется городской пейзаж, который конкретизирует обстановку и
состояние героев, а главное, носит психологический и социальный характер.
Тянь Хань продолжает писать о любви ("Перед
рассветом"), об исканиях интеллигенции
("Семь женщин в бурю"),
психологии крестьян, их любви к родному краю, борьбе в деревне ("Наводнение").
Однако центральное место в творчестве Тянь Ханя заняла антивоенная,
патриотическая тема. Пьесы "Набат",
"Боевые друзья",
"Мелодии о возвращении весны"
и др. воспроизводят новые черты китайцев, открывают социальные конфликты
как личные и нравственные, а также сложность борьбы с внутренней реакцией
и внешним врагом. В 1935 г. Тянь Хань был арестован за политически
значимую деятельность, освобождён в 1936 г., но не изменил своим
убеждениям и тут же выпустил пьесу "Абиссинская
мать", в которой выступил против ужасов войны,
где бы она ни происходила.
Тянь Хань находит новые и новые формы драматургии - "живая
газета", музыкальная драма, реформа старой драмы
и др. для мобилизации масс на борьбу за независимость против поработителей
и "хозяев жизни".
Инсценирует "Мать"
М.Горького, "Воскресение"
Л.Толстого, "Подлинную историю Акью"
по сборнику "Клич" Лу
Синя, готовит театральные кадры для старой и новой драмы, издаёт журналы
по драматургии. В 1945 г., живя в Шанхае, пишет драму "Красавицы"
о социально-политической атмосфере Китая тех лет, взаимосвязи всех событий
на земном шаре и с аллюзией на трагическую ситуацию, отражённую в
знаменитой одноимённой "песне"
Ду Фу.
После 1949 г. Тянь Хань возглавил театральную жизнь Китая. Он создал
историческую драму "Гуань Ханьцин",
посвящённую великому китайскому драматургу XIII
в. В исторической пьесе "Принцесса Вэньчэн"
утверждает единство наций Китая и Тибета. Музыкальная драма
"Се Яохуань"
раскрывает тему "народ и правитель".
Проникая в суть идейно-политической борьбы 1960-х, Тянь Хань через
аллегории передал царившую в стране атмосферу. Конфликты отражают
напряжение нравственных противоречий и социально-политической борьбы.
В разгар "культурной революции"
в 1966 г. Тянь Хань был арестован, а в 1968 г. погиб в тюрьме.
Реабилитирован посмертно в 1979 г.
|