Имя на русском: Цао Юй, Вань
Цзябао (настоящее имя)
Имя на английском: Cao Yu, Wan Jiabao
Имя на китайском: 曹禺, 萬家寶
Годы жизни:
1910 - 1996
Место рождения: Китай
Драматург. Родился в богатой помещичьей семье из уезда Цяньцзян провинции
Хубэй. Воспитывался дома в традиционном духе, потом был отдан в
современную среднюю школу Нанькай в городе Тяньцзине, где уделялось
большое внимание художественному воспитанию детей. Цао Юй участвовал в
драмкружке, играл в пьесах Г.Ибсена "Враг народа",
"Нора", Ж.Б.Мольера
"Скупой" и других. В
пробуждении творческих устремлений большую роль сыграла мать, страстная
любительница театра. Цао Юй широко знакомился с китайской и мировой
классикой, пережил особое увлечение Г.Ибсеном, Ю.О'Нилом,
А.П.Чеховым.
В творчестве Цао Юя выделяется четыре этапа. Он пришёл в литературу в
1930-е гг. с социально-психологическими произведениями и сразу оказался в
центре борьбы за современную драматургию и театр. Неприятие
действительности старого Китая закономерно привело Цао Юя к новаторству.
Глубоко проникая в психологию человека, он показывает жизнь народа через
разнообразие характеров. Его пьесы реалистичны, их органическую часть
составляет символика, которая придаёт им художественный эффект и
завершённость. В эти годы появляются трагедии "Гроза",
"Восход",
"Дикая природа". В
1940-е гг. наблюдается более оптимистичное восприятие жизни. Цао Юй пишет
трагикомедию "Пекинцы",
фарс "В раздумье",
драму "Обновление",
инсценирует роман Ба Цзиня "Семья",
пишет пьесу "Мост",
его перевод "Ромео и Джульетты"
У.Шекспира был признан китайской критикой лучшим в Китае. В 1946 г. после
поездки в Америку вместе с Лао Шэ он создаёт фильм "Солнечные
дни". Для 1950-х гг. характерно активное участие
в идеологической борьбе. В это время Цао Юй пишет драму
"Ясное небо", которая была удостоена
первой премии на I Всекитайском фестивале
драматических театров в 1956 г. После 1960-х гг. Цао Юй обращается к
истории: создаёт исторические пьесы
"Желчь и меч" и
"Ван Чжаоцзюнь".
Опыт времени в произведениях Цао Юя переплавлялся в опыт литературы. Он
размышлял об ответственном отношении к театру, призывал деятелей культуры
понимать назначение искусства как отражение большого мира. Драматург видел
пороки современного общества, но вместе с тем разделял надежды и иллюзии
интеллигенции относительно решения общественных противоречий путём
творческого труда. До 1950-х гг. Цао Юй показывал картины жизни целых
социальных пластов неизбежно рушащегося мира в борьбе с нарождающимися
силами. Он утверждал, что от былого дворянства осталась
"пустая оболочка", что буржуазия, шедшая
ему на смену, поражена гибельными пороками, будущее страны связывал с
демократичными слоями населения, рабочим классом, творческой
интеллигенцией.
Цао Юй занимал высокое положение в театральной сфере, в том числе был
директором Пекинского народного художественного театра, членом правления
Союза китайских драматургов, одним из секретарей Союза Китайских
писателей, заместителем директора Центрального театрального института,
членом редколлегии журналов "Драматургия"
и "Урожай".
Пьесы Цао Юя ставились в СССР, Венгрии, Чехословакии, Румынии, в странах
Латинской Америки, США, Японии, Сингапуре и др.
|
ПЬЕСА
雷雨
[Гроза]
_______________
-
Современные китайские пьесы ;
"Искусство", Москва, 1956 (Переводчики -
Владимир Кривцов, М.Степанов)
- Цао Юй
Пьесы в двух томах. Том первый ;
"Искусство", Москва, 1960 (Переводчики -
Владимир Кривцов, М.Степанов)
-
Китайская драма XX-XXI вв. ;
"Гиперион", Санкт-Петербург,
2019
(Переводчики -
Владимир Кривцов, М.Степанов)
|
1933
|